Научные квест-шоу для детей и взрослых
+7(3412)24-03-15 8-912-857-36-50
e-mail: smartizh@inbox.ru
г.Ижевск

Научный Новый год - 2022 (настольная игра-ходилка)

 

ИНСТРУКЦИЯ

      Перед тобой - химическая игра-ходилка, которая познакомит тебя с химическими индикаторами. Играть в нее могут все, а не только знатоки химии, достаточно прочитать правила игры. Если ты хочешь понять, как и почему во время игры меняются цвета во флаконах, то перед игрой проведи эксперименты по нашей инструкции.

Эксперименты займут 15-20 минут, один кон игры идет 15-20 минут. Играть могут от двух до четырех человек

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

Мы рекомендуем выполнять эксперименты в присутствии взрослых. В нашем наборе есть химические вещества, поэтому очень важно соблюдать технику безопасности при работе с реактивами.

- Перед началом работы освободи стол от всех лишних вещей.

- В твоем наборе нет опасных веществ, однако пробовать их на вкус нельзя. Если вдруг какое-то вещество попало тебе на кожу, в рот или глаза, нужно незамедлительно промыть это место большим количеством воды, а еще сообщить об этом родителям.

- После проведения экспериментов или игры с химическими реактивами необходимо помыть руки с мылом, а также протереть рабочее место мокрой тряпкой или влажными салфетками.

- Если в процессе что-то пролилось, нужно также все убрать мокрой тряпкой или влажными салфетками. 

 

ТЕБЕ ПОНАДОБИТСЯ:

 

1. Пустые пенициллиновые флаконы (4 шт)

2. Резиновые пробки для флаконов (4 шт)

3. Игральный кубик

4. Наклейки для пробок для различия (4 шт) (приготовь их самостоятельно)

5. Пипетка Пастера

6. Игровое поле

7. Инструкция (смотри её на экране компьютера или распечатай)

8. Пластиковый мерный стакан (приготовь самостоятельно)

9. Капельница с лимонной кислотой

10. Капельница с карбонатом натрия

11. Капельница с бромтимоловым синим

12. Капельница с метиловым оранжевым

13. Капельница с фенолфталеином

 

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Наверное, ты уже знаешь, что вода имеет формулу H₂O, но эти молекулы могут распадаться на части.

Если в растворе больше H, то он считается кислотным. Кстати, в лимонном соке действительно много H, и он на вкус кислый. Другие кислоты на вкус пробовать не стоит, это опасно.

Если в растворе больше OH, он считается щелочным. Например, мыло и сода — щелочные, на ощупь они мыльные.

Кислота и щелочь могут нейтрализовать друг друга. Если к лимонному соку добавить немножко соды, то сок станет менее кислым. Можно и наоборот, к раствору соды добавить немного лимонного сока, тогда сода станет менее щелочной. Если смешать лимонный сок и соду в равных количествах, то получится нейтральный раствор.

Как узнать кислотность, если пробовать опасно? На помощь приходят специальные вещества - индикаторы. Они имеют один цвет, если находятся в кислоте, и другой, если в щелочи.

Эксперимент - изучаем индикаторы (15 минут)

Тебе нужно определить, как меняются цвета индикаторов из набора в кислой, щелочной и нейтральной средах, и занести наблюдения в таблицу.

___________________________________________________________________________________________________

ПОДГОТОВКА К ЭКСПЕРИМЕНТУ:

1. Возьми пластиковый стакан из набора, набери в него воду из-под крана и поставь его перед собой.

2. Поставь на рабочий стол три пенициллиновых флакона.

3. Также тебе понадобятся пипетка Пастера и капельницы с бромтимоловым синим, карбонатом натрия, лимонной кислотой, метиловым оранжевым и фенолфталеином. Перед использованием встряхни все капельницы в закрытом виде

 

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА:

1. Добавь в каждый пенициллиновый флакон по пипетке воды.

2. Возьми капельницу с бромтимоловым синим и добавь в каждый флакон по три капли.

3. Возьми капельницу с лимонной кислотой и добавь три капли в первый флакон. В этом флаконе получилась кислая среда.

4. Возьми капельницу с карбонатом натрия (содой) и добавь три капли во второй флакон. В этом флаконе получилась щелочная среда.

5. В флаконе с водой среда осталась нейтральной.

6. Отметь в таблице, какие цвета у тебя получились.

7. Вылей растворы в унитаз и промой флаконы водой.

8. Повтори эксперимент с метиловым оранжевым, а затем с фенолфталеином.

Обрати внимание: после добавления индикатора цвет во флаконе не всегда будет меняться.

НАСТОЛЬНАЯ ИГРА

ПОДГОТОВКА:

Рекомендуемое количество игроков от 2 до 4 человек.

1.Разложи на столе игровое поле.

2. Выбери себе наклейку и наклей на резиновую пробку. Так ты сможешь отличить свою фишку от фишки другого игрока.

3. Возьми пластиковый стакан, набери в него воду из-под крана и поставь его перед собой.

4. Возьми пенициллиновые флаконы по количеству игроков.

5. Налей по две пипетки воды в пенициллиновые флаконы и закрой их пробками.

6. Поставь флаконы на клетку старта.

7. Приготовь игральный кубик. Аккуратно встряхни все капельницы с веществами в закрытом виде. Размести капельницы с веществами на столе так, чтобы всем было удобно ими пользоваться.

 

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1. Цель игры — добраться первым до клетки финиша.

2. Первый ходит тот, кто знает больше химических элементов, второй — кто немного поменьше и т.д.

3. Игроки ходят по очереди: кидают игральный кубик и перемещают свой флакон на то количество клеток, которое выпало на кубике.

4. Если флакон остановился на клетке «лестница», то передвинь свой флакон на клетку с «конфетти» по направлению лестницы.

5. Если флакон остановился на клетке «прыгай в люк», передвинь свой флакон назад на клетку «взрыв» по направлению трубы.

6. Если флакон просто попал на клетку «взрыв» или «конфетти», то ничего делать не нужно

7. Если флакон остановился на клетках «метиловый оранжевый», «бромтимоловый синий», «фенолфталеин», «лимонная кислота» или «карбонат натрия», нужно добавить 4 капли вещества, на названии которого остановился флакон. После добавления вещества закрой флакон крышкой и аккуратно встряхни флакон.

8. Основная особенность игры: к числу, выпавшему на кубике, прибавляется или отнимается количество клеток в зависимости от текущего цвета раствора в флаконе.

Например, если ты попадаешь на клетку «метиловый оранжевый» и добавляешь четыре капли, раствор в флаконе становится оранжевым. Со следующего броска кубика и до тех пор, пока цвет раствора в флаконе не поменяется, флакон будет передвигаться на одну клетку дальше, чем выпавшее значение на кубике. Это добавит в игру элемент неожиданности. (см. поясняющий рисунок ниже)